Должен-то должен, но, как в пословице говорится, «забыли про овраги».
В нашем случае «овраги» - это непрофессионализм, неисполнительность, откровенное авось, которое ещё процветает на просторах нашего государства.
Суть же вот в чём. ГУП МО «Мособлэлектротранс» (в народе - трамвайное управление) на средства областной инвестиционной программы заключило контракт с екатеринбургским заводом «Уралтрансмаш» (это оборонное предприятие, которое частично «заточено» на мирную продукцию) на поставку 21 единицы подвижного состава. К слову, уральцы были единственными, кто заявился на объявленный аукцион, и выиграли его. Общая сумма областной субсидии, предоставленной коломенским трамвайщикам, - 410 млн. руб. за 20 вагонов плюс один вагон предприятие обязалось приобрести за собственные средства (20 млн. 500 тыс. руб.).
123 миллиона ушли «Уралтрансмашу» в прошлом году в качестве аванса. Договор от 24 ноября 2017 года предусматривал, что в Коломну до конца того же года должны поступить шесть новеньких вагонов. Обещанного ждали не три года, нет, - но поставка началась только 27 января. Уже пришли четыре вагона. Но и их бригада с «Уралтрансмаша» не смогла запустить из-за отсутствия одних и тех же элементов, выяснилось, что некомплект идёт по электрооборудованию. Третий вагон и вовсе пришёл с повреждённым оконным проёмом. К тому же по замерам коломенских специалистов выявились даже нарушения по конструктивным моментам. Сейчас где-то в пути очередной трамвай. Каким он придёт - большой вопрос!
По требованиям, обозначенным в конкурсной документации, «Уралтрансмаш» должен изготовить четырёхосные, односекционные вагоны, адаптированные для инвалидов: средняя часть салона без ступенек, имеет заниженный пол, откидную аппарель, место для крепления инвалидной коляски. Но в данном случае за 20 с лишним миллионов изготовитель предложил более чем бюджетный вариант, он не включает маршрутные информаторы, не обеспечивает кондиционирование кабины и бегущую строку, то есть даже стандартный набор был упрощён до предела. В этой ситуации коломенскому предприятию придётся уже за собственные средства (в бюджете у предприятия средства на это будут предусмотрены) доводить трамваи «до ума», в том числе и по линии транспортной безопасности.
- Какой выход? - комментирует гендиректор ГУП МО «Мособлэлектротранс» Артур Фарберов. - Всё это: задержка поставки, отсутствие документов на вагоны и их неукомплектованность ставят под сомнение возможность завода обеспечить выполнение контракта по сроку. Мы подождём поставки остальных вагонов, потом напишем претензию, рассчитаем пени за задержку исполнения графика - сумма может превысить миллион. Если завод не отреагирует, придётся идти на разрыв контракта. Ситуация у нас патовая - нам надо обязательно менять вагоны. В этом случае помогает министерство: у них есть большой опыт по урегулированию подобных вопросов в поставке автобусов.
А пока трамвайщики проводят комиссионный осмотр старых вагонов, тех, что ещё «потянут», делают капитально-восстановительный ремонт с продлением срока эксплуатации. И мечтают выпустить новый подвижной состав: если к имеющимся семи адаптированным вагонам добавятся ещё 21, то низкопольные вагоны можно будет найти на 10 маршрутах без проблем.
Артур ФАРБЕРОВ, ген. директор ГУП МО «Мособлэлектротранс»:
- В настоящее время у нас эксплуатируются вагоны, которым более 16 лет. Они были закуплены в Питере, завод закрылся, запчастей нет, ремонт невозможен. Выход один - закупка нового подвижного состава.