Социальный центр "Надежда" при храме Троицы в Щурове не зря носит такое название - здесь нет места унынию и безысходности, покинутости и беззащитности. А кроме надежды в этом маленьком уютном мире царят ещё вера, любовь и - творчество.
Я приехал в центр дождливым осенним днём. Стоило переступить порог, и пасмурного настроения как не бывало! Вокруг свет, тепло, приветливые лица. Сразу почувствовал: здесь всё по-семейному. Гостю - почёт и уважение, друг к другу - заботливое внимание и искренняя привязанность.
Вместе - это здорово!
- Мы находимся в реабилитационной группе, которая работает в режиме детского сада. - рассказывает директор центра Эдуард НИКИТЕНКО. - Группа инклюзивная, то есть обычные дети занимаются здесь вместе с детишками с ограниченными возможностями здоровья и отставанием в общем развитии. У последних достаточно сложные диагнозы, однако это не мешает нам давать им всё самое необходимое для реабилитации. С ребятами занимаются психолог, логопед-дефектолог, тренер по лечебной физкультуре. Особое место в работе с воспитанниками занимает творчество. Оно не только прививает любовь к прекрасному, но и с практической точки зрения помогает детям в развитии и адаптации к жизни - учит мыслить, чувствовать, двигаться.
Искусство как панацея
Один из воспитателей реабилитационной группы Галина ТУТЕНКО раскладывает на столике работы своих подопечных:
- Важно привить навыки мелкой моторики. Для этого мы лепим, рисуем красками и мелками, делаем аппликации из геометрических фигур. Причём дети должны не просто наклеить фигуры, а расположить их в соответствии с заданием (таким образом они постигают азы композиции) и научиться различать квадратики, треугольники и кружки. Я считаю, что результат достигнут, если ребёнок, который в связи с диагнозом не может ходить, через полгода начал ловко управляться с бумагой, ножницами и клеем.
В узком творческом кругу
Заходим в светлую и просторную комнату для занятий. Сегодня здесь немноголюдно: за столиком под руководством воспитателя Ларисы КУЗЬМИНОЙ что-то усердно рисуют две маленькие девчушки, чуть поодаль - мальчуган, который увлечённо играет с машинками.
- Вообще, группу посещают 14 - 15 детишек, - поясняет директор социального центра. - Но бывает так, что и погода плохая, и болеющих много, и на лечение кому-то нужно уехать. Сегодня ребят как раз совсем немного.
Иду с ними знакомиться. Мальчуган Коля к творчеству пока равнодушен, его привлекают игрушки и... мой диктофон, которым он очень заинтересовался. А вот подружки маленького Николая с карандашами и красками уже на "ты": рисуют осмысленно и творчески.
Лиза, 3 года:
- Сейчас вот рисую листочек.
- Вижу, у тебя хорошо получается!
- Да!..
- Посмотри, а какого цвета получился листочек?
- М-м-м... - затрудняется Лиза. Подсказываю. - Зе-лё-ный!
- Скажи, чем любишь рисовать?
- Карандашами.
- А красками?
- Тоже, - кивает она и вновь углубляется в работу . Что ж, не будем мешать.
Серафима, 5 лет:
- А я уже к школе готовлюсь!
- Какая ты большая и рисуешь замечательно. Кого сейчас изобразила?
- Единорога и цветочки. Ещё умею рисовать пони, лошадок, Пегасов.
- А настоящих лошадок когда-нибудь видела?
- В зоопарке, когда туда ездила.
- А какие цвета твои самые-самые любимые?
- Фиолетовый и розовый, они такие красивые!