Заглядываю на перемене в мастерскую лицея № 4. Вокруг учителя по технологии столпились ребята и с интересом следят за его руками.
- Ну вот теперь молнию сможешь закрыть, - отдаёт Андрей Андреев ученику отремонтированный рюкзак. Думаю: «Ребята, вероятно, уже знают, кто в школе сможет починить вещь».
В лицее я оказалась неспроста. Двое коломенских школьников стали лучшими на региональном этапе олимпиады по технологии. Станислав Сусанин из школы № 15 - победитель среди девятиклассников и Даниил Комлев из лицея № 4 - победитель среди 10-классников. Кстати, Даниил стал лучшим второй год подряд. Такого успеха учащиеся из Коломны добивались не часто.
Участвовать в городских олимпиадах по технологии Даниил начал с 7 класса. На региональный этап можно было попасть только с 9 класса.
- Мой учитель видел, что у меня хорошо получается работать на уроке, вот и предложил мне попробовать поучаствовать, - вспоминает Даня. - У папы есть мастерская, я там делаю много всего в разных сферах: обработка металла, обработка дерева. Электроникой увлекаюсь. Родители поддерживают меня.
Региональный этап олимпиады по технологии состоит из трёх этапов. На первом надо пройти тестирование.
- Все вопросы специальные, например, какие станки применяются при обработке металла, - вспоминает Даниил. - Встречаются вопросы по новым направлениям: 3D-печать, лазеры, нано-технологии.
Второй этап - практический. Надо на месте изготовить изделие, например металлический уголок. Третий этап - свой проект.
- В этом году я готовил модульную макетно-отладочную плату. Знаю, название сложное. Это изделие связано с электроникой. Я подал заявку в федеральный институт промышленной собственности на патент.
Интересуюсь у учителя технологии, много ли таких «рукастых» мальчишек в век интернет-технологий.
- Каждый урок начинаем с того, чтобы ребята убрали телефоны, - сетует Андрей Викторович. - Приходится объяснять, что интернет не отремонтирует вам вещь.
Об уроках технологии в масштабах города Андрей Андреев говорит тоже не без грусти.
- Работаем на том, что накопилось за предыдущие годы. Оборудование как было, так и осталось. На материалы (древесину, металл) администрация школы деньги выделяет, а вот на модернизацию средств нет. Проблема в городе такая, что мастерские просто сокращают, из двух делают одну. Не хватает учителей технологии. В маленьких школах, где в параллелях по два класса, недостаточно нагрузки для учителя, поэтому люди уходят с этой должности.
Как и в любом школьном предмете, в технологии есть своя программа. Мальчишки в обязательном порядке изготавливают вешалки, лопатки. Но между делом учитель с ребятами успевают помогать школе.
- Нужны были лопаты для уборки снега - сделали. Крючки для спортзала смастерили из трубы. Теперь оснастим и раздевалку.
Как человек рачительный, Андрей Викторович собирает каждый кусочек дерева или металла.
- Больницу сейчас ремонтируют, остаются разные обрезки. Я спросил, мне разрешили взять. На мебельной фабрике были на экскурсии, нам там дали кусочки фанеры, мы с ребятами их принесли в мастерскую - всё пригодится. В региональном этапе участвовали школы из ближнего Подмосковья, у которых много современного оборудования, например 3D-принтеры, но мы им всем нос утёрли!
Андрей АНДРЕЕВ, учитель технологии лицея № 4
- На уроках уделяю внимание ремонтным работам в быту: как устроен смеситель, поплавковый кран смывного бачка. Показываю, как замок врезать, где ручку лучше поставить. Всё стараюсь показать на примере.