Новости города БезФормата.Ru
Коломна
Главные новости
 
Задать вопрос?

Наблюдения над бытованием коломенских легенд о Марине Мнишек  

Новости Коломны   Наблюдения над бытованием коломенских легенд о Марине Мнишек Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen - KolomnaOnline.Ru
Новости Коломны   Наблюдения над бытованием коломенских легенд о Марине Мнишек Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen - KolomnaOnline.Ru

В последние годы в очередной раз обозначилась тенденция к изучению исторического прошлого своего края. При этом подобное изучение подпитывается возникновением большого количества краеведческой и псевдокраеведческой литературы. Под последней я имею в виду работы многочисленных краеведов-любителей, которые воспринимают любой напечатанный текст со словом "Коломна" как неоспоримый документ. Достаточно ярко ситуация выявилась после выхода из печати повести коломенского писателя Романа Словацкого "Книга Смарагд. Заветные коломенские сказания" 1 .

Тогда читатели спорили не о художественных достоинствах этого произведения, но о том, не повредит ли оно делу исторического изучения города. Вопрос показался не праздным, потому что автор написал свое произведение как достаточно удачную имитацию несуществующей летописи древней Коломны, включив в нее множество легенд, по большей степени им же самим и сочиненных или сильно и тенденциозно обработанных. Многим читателям, хорошо знакомым с историей города, показалось, что эти легенды немедленно войдут в традиционный коломенский фольклорный репертуар и значительно исказят его устоявшуюся структуру. На первый взгляд основания для беспокойства явно существовали. Ибо на памяти коломенских историков уже был случай, когда авторская легенда укоренялась в фольклоре.
Этот случай мы и рассмотрим.
Он связан с комплексом местных легенд, повествующих о судьбе Марины Мнишек.
Фабульная структура всех произведений, условно называемого нами "мнишковским", цикла достаточно стабильна: Марина привезена в Коломну и заточена в подземелье круглой угловой башни Коломенского кремля, где и нашла свой конец 2 . Тем самым, башня получила название "Маринкиной". Отметим, что это название запечатлено в стихотворном послании А.А.Ахматовой к М.И.Цветаевой "Поздний ответ":

То кричишь из Маринкиной башни:
"Я сегодня вернулась домой" 3 .

Мне уже приходилось писать о символическом прочтении стихотворения А.А.Ахматовой 4 . Здесь же замечу, что мотивы поступков героев легенды в различных ее вариантах сильно различаются, а потому и особенно интересны. Более того, даже имя героини звучит по-разному: "Марина" или "Мария" (последнее обстоятельство можно было бы связать как с историческим именем Мнишек - Марианна 5 , так и с тем, что сама башня оказалась частью ограды Брусенского монастыря, воздвигнутого во имя Успения Девы Марии 6 ).

В некоторых из известных нам легенд Марина предстает как враг, нашедший свой бесславный конец в нашем городе. Но в ряде вариантов, наоборот, перед нами святая Мария, за свою святость и любовь к народу заточенная в монастырь жестоким и безбожным мужем (чаще он царь или "ложный царь", крайне редко - купец) и там умершая. В советский период возник, казалось бы, невероятный сюжет, где Марина Мнишек оказывается революционеркой, заточенной в каземат за свою борьбу с царизмом 7 .

Нетрудно заметить, что это вариация на тему сюжета о святой Марии. Финал легенд в современных записях чаще всего одинаков: Марина становится птицей и вылетает из заточения.

Обращаясь к фольклорным записям 19 - нач. 20 вв. (работы Н.Д.Иванчина-Писарева 8 , Н.П.Гилярова-Платонова 9 , И.К.Линдемана 10 и многим другим) мы с удивлением заметим, что подобный финал вовсе не присущ исконно коломенскому сюжету о Марине Мнишек. Естественно, что он не был известен первым исследователям сказания. В связи с этим, возникает логичный вопрос: когда и как этот сюжет стал состоянием коломенского фольклора.

Последним произведением о Коломне, которое не знает данного финала, оказывается хорошо известная книга О.П.Булич "Коломна. Пути исторического развития города", изданная в 1928 году Обществом изучения Московской губернии 11 . Наоборот путеводители Голубевой и Гужова 12 , многократно переиздававшиеся в 50-е и 60-е годы уже воспроизводят легенду, хотя всего лишь в общих чертах.

Что же произошло в указанное тридцатилетиее В конце 1920-х годов был написан и вскоре опубликован роман Б.А. Пильняка "Волга впадает в Каспийское море", где указанный сюжет представлен во всей полноте 13 .

Борис Пильняк, проживавший тогда в Коломне, с огромным интересом относился к местному колориту. Его интересовали не только история города, его архитектура, но и люди, населявшие город. Косвенным подтверждением тому служит письмо учителя местной гимназии Каплина И.А.Белоусову, инспирированное знакомством с Пильняком 14 . Естественно, что и легенды о Марине Мнишек не могли не заинтересовать писателя. Другое дело, что Пильняк придал легенде своеобразное звучание. Строители "нового мира" оказываются у него пособниками Марины, чья злая душа все еще летает вороной над Россией 15 .

Мы можем констатировать, что Борису Пильняку в самом деле удалось ввести в репертуар коломенского фольклора собственное авторское произведение. Оно прочно укоренилось и воспроизводится с завидной для автора сюжета постоянностью.

Тем не менее, случайные фабулы не могут конституироваться в качестве общепринятых легенд на долгое время. Так в конце 1977г. автору этих строк почти удалось напечатать в местной газете "Коломенская правда" маленький рассказ под названием "Старая легенда". В печать он все-таки не пошел. Главного редактора сильно смутило, что центральный его персонаж - монах. Тем не менее, ответственный редактор газеты, известный в городе краевед, сохранил корректуру этого рассказа, а через много лет поместил краткий пересказ фабулы в свое исследование 16 . Характерно, что в его статье не было оговорено, что это авторское произведение. Наоборот, сюжет подавался как подлинная запись, сделанная в Коломне. Полагаю, что здесь нет никакого "злого умысла" - всего лишь недоразумение.

Специалистам хорошо известен интерес жителей провинции к истории родного края. Ничего исключительного не произошло и на этот раз: книга, конечно тоже, была прочтена, особенно жителями той улицы, на которой у меня и происходило действие рассказа. Подтверждением тому могут служить записи, полученные во время фольклорной практики.

В прошлом году было решено вновь обследовать те места, где наши студенты работали во время фольклорной практики пять лет назад. Многих людей мы уже не заставали в живых. Тем более, нам показалось особенно знаковым, что традиция продолжает уверенно сохраняться потомками наших прежних информантов.

При этом выявляется тенденция - воспроизводятся только те легенды, которые относятся к городской традиции. Семейные легенды передаются значительно реже Они, как правило, забываются со смертью людей старшего поколения, хотя существуют и многочисленные исключения, когда легенда воспроизводится, но с оговоркой, что рассказчик не гарантирует ее точность. Что же касается меморатов, то они не сохраняются вовсе. Так только в студенческих записях остался замечательный цикл видений 17 . Уже внучка визионерки может лишь подтвердить тот факт, "что бабушка что-то рассказывала". В число таких несохраняемых памятников и вошел сюжет сочиненного мною рассказа. То есть несколько лет (сразу после выхода книги) он записывался, но достаточно быстро исчез из репертуара информантов. Таким образом, мы видим, что фольклор представляет собой не просто устойчивую, но и самосохраняющуюся структуру.

Как же удалось преодолеть этот механизм Б.А.Пильняку? Дело в том, что коломенский цикл легенд о Марине Мнишек интерполируется в более широкий пласт легенд о женщине-колдунье / разбойнице. Одна из них была опубликована Н.Я.Аристовым в 1878г 18 .
Фабула легенды сводится к тому, что Иван Грозный решает извести "нечистых людей на этом свете" и приказывает для этого арестовать их всех, поместить в остроги и темницы, а потом привезти в Москву. В Москве царь приказывает "обложить всех ведьм соломой" и сжечь. Но они превратились в сорок "и улетели и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие: "Чтобы вам, - говорит, отныне и довеку оставаться сороками!" Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе" 19

Мы видим, что мотивы, объединяющие легенду Пильняка и народную легенду об Иване Грозном и колдуньях это колдовство героини, заточение в крепости, мистическое действие, которое не позволяет душе героини войти в свое собственное тело и, главное - множественность птиц над Россией. Интересно, что последний из них не был востребован в собственно коломенском фольклоре, прежде всего из-за своей кажущейся алогичности: одна героиня не может иметь бесконечное множество черных душ.

Отметим также и то, что имя героини-разбойницы, согласно записям Ив.Мамакина в Нижегородской губернии 1880-х гг., Маринка-Безбожница, которая действует заодно со Стенькой Разиным 20 .

Если учесть, что Стенька Разин изображается в цикле этих легенд колдуном и чернокнижником, то, вероятно, теми же качествами должна обладать и его "первая наложница" 21 .

Показательно, что мотив женщины, превращающейся в птицу известен в фольклоре достаточно хорошо: мы можем вспомнить былину о Михайле Потыке. Основные мотивы авторской "легенды" Б.А.Пильняка оказались полностью созвучными народным легендам. А перенос имени и тем более, редукция времени
для фольклора - явление обычное.

Теперь было бы логичным рассмотреть мой рассказ и причины его исключения из активного репертуара. Я работал с очень неясной записью О.П.Булич, которая говорила о том, что в Коломне известна легенда о церкви, ушедшей под землю "во время нашествия нехристей-татар" 22 .

И соединил ее со слышанными от бабушки легендами о заброшенном "татарском кладбище" 23 . Получился

сюжет, где церковь уходит под землю. Ее звон придает силы жителям города, но губит его врагов (здесь я не отходил от Булич). Но я сделал основной историю о том, как возникло "татарское кладбище". То есть я рассказал, что татары решили проверить истинность легенды. Они отослали отряд воинов, который утром обнаруживается замерзшим на берегу озера, покрывшего незадолго до этого церковь.

Как видим, мой рассказ тоже был основан на известных мотивах. Это породило интерес к нему и кратковременное введение его в активный репертуар информантов. Но основной сюжет моего текста все-таки базировался на меморатах. Более того, в той местности история с ушедшей в землю церковью никогда не связывалась с татарским нашествием. Информанты говорят (согласно записям, сделанным минувшим летом), что церковь ушла под землю потому, что земля здесь болотистая, а было это на рубеже 18-19 веков 24 . Мой рассказ оказался "конкурентом" другому, уже давно и традиционно бытовавшему в этом районе города. Для него не было необходимой репертуарной "ниши", а значит, он был достаточно быстро забыт.

Судьба двух этих рассказов позволят нам утверждать, что в корпусе фольклора конституируются исключительно те легенды, инварианты которых уже укоренены в народном сознании. Наоборот, "непрописанные" в нем мотивы через короткое время удаляются. Отсюда следует, что путь от "вброса" легенды, до ее канонизации в качестве общепринятой достаточно сложен.

Да, в последние годы мы многократно записывали легенды о Путине. Но они оказываются лишь трансформированными вариантами известного мотива о "справедливом царе и злых боярах", который до этого соотносился со Сталиным, а еще раньше и с Лениным.
Возвращаясь к началу моего сообщения, я могу сказать, что все "интервенции" в фольклорный репертуар окажутся удачными не более, чем это позволит их авторам система самозащиты фольклора. А она, как было показано, действует практически безошибочно.

1 Словацкий Р. Книга Смарагд. Заветные коломенские сказания // Коломенский альманах. N 5. Коломна - М. 2001. С. 189 - 236.

2 Синюхаев Г. Башня Марины Мнишек // "Русская старина". 1903. N 9. С. 635.

3 Ахматова А.А. Поздний ответ. // Ахматова А.А. Сочинения в двух томах. Т. 1. М. "Цитадель". 1997. С. 251.

4 Прохоров С.М. Символ "Маринкиной башни" в стихотворении А.А. Ахматовой "Поздний ответ" и литературный контекст эпохи. // Б.А. Пильняк: Исследования и материалы: Межвузовский сборник научных трудов / КПИ. вып. I. Коломна. 1991. С. 57 - 61.

5 П-ий М. Новое о старом // Исторический вестник. Т. 84. СПб. 1901. С. 1051.

6 Известна существовавшая практически до конца 19 века надпись на каменной плите: "Лета 7060 "1552" прославлена бысть сия церковь Успения Пресвятые Богородицы при благоверном царе великом кнгязе Иване Васильевиче и епископе коломенском Феодосии". См. Булич О.П. Коломна. Пути исторического развития города. М.1928. С.32.

7 Анализ различных типов легенд выполнен нами в работе: Прохоров С.М. Легенды о Марине (Марии) Мнишек в Коломне. Материалы для энциклопедии "Коломенский край" / КПИ. Вып. 2. Коломна. 1997. С. 50 - 53

8 Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М. 1848.

9 Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого. М.1886.

10 Линдеман И.К. О происхождении названия города Коломны. М. 1907.

11 Булич О.П. Коломна. Пути исторического развития города. М.1928

12 Голубева Е., Гужов А.И. Путеводитель по Коломне. М. 1958. С. 47. Причем последнее издание книги 1970г. воспроизводит самую раннюю формулиролвку, принадлежавшую еще Иванчину - Писареву. См.: Голубева Е.П., Гужов А.И. Путеводитель по Коломне. М. 1970. С. 72. Аналогичная формула финала легенды перекочевала и в подарочную книгу: Ефремцев Г.П., Кузнецов Д.Д. Коломна. М. 1977. С.45.

13 Пильняк Б. Волга впадает в Каспийское море. // Пильняк Б.А. Сочинения в трех томах. Т.II. М. "Лада-М" 1994. С. 103. Роман написан и опубликован в 1929-30 гг. на основе законченной в 1929г. повести "Красное дерево".
Там же С. 617 (комментарий Б.Б. Андроникашвили-Пильняка).
В связи с этим обстоятельством становится понятным, почему легенда то пересказывалась "по - Пильняку" (в период "оттепели"), то становится вновь "табуированной" (как и имя самого писателя) - в период "застоя".

14 Опубликовано мною: Прохоров С.М. Читаем сожженные строки. // Коломенский альманах N 6 Коломна-М. 2002. С. 104 - 110.

15 Пильняк Б. Волга впадает в Каспийское море. Там же.

16 Кузовкин А.И. Подмосковная Коломна: Записки краеведа. // Подмосковная Коломна. М. "Уходящие образы". 1994.

17 См. нашу публикацию: Прохоров С.М. Видение Сергия Радонежского с дипломатом. Из новейших записей городского фольклора. // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. www.ruthenia.ru 2002.

18 Народная проза М. 1992. С.84.

19 Народная проза. Там же.

20 Там же. С. 114.

21 Там же.

24 Все современные записи - из собрания автора статьи (С.П.).

С.М. Прохоров, Коломна.
~2003г.

Новости Коломны в твоём гаджете (Android)   

Экскурсия в Коломенский кремль - Серебряно-Прудский вестник13 июля,дети из летнего оздоровительного лагеря, посетили Коломенский кремль.
14.07.2017 Серебряно-Прудский вестник
Новости Коломны   Легенды земли Коломенской Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen - KolomnaOnline.RuПятницкие или Спасские ворота: 1)    Получили свое название от деревянной церкви Параскевы Пятницы, покровительницы торговли.
13.07.2017 KolomnaOnline.Ru
27 мая состоится отчетный концерт цирковой студии сестер Фоминых Выступление этого яркого коллектива всегда оставляет незабываемое впечатление!
25.05.2018 KrasnogorskOnline.Ru
Академический хор  «Русский канон» принял участие в праздничном концерте на Красной площади. - МГИК  Лауреат Международных конкурсов академический хор «Русский канон» кафедры хорового дирижирования  МГИК, художественный руководитель профессор О.Н.Бурова, выступил на всероссийском праздничном концерте,
25.05.2018 МГИК
Фестиваль карамели - Правительство Московской областиИсточник: ©, пресс-служба администрации города Химки В День защиты детей, 1 июня, в парке культуры и отдыха имени Л. Н. Толстого в Химках юных жителей и гостей округа ждет фестиваль карамели, выставка спецтехники,
25.05.2018 Правительство Московской области
Способы сохранения культурного наследия обсудили в МВЦ - Администрация г. СерпуховСегодня в Музейно-выставочном центре в рамках III межрегионального фестиваля мастеров художественного текстиля «Текстильный букет Поочья» состоялся круглый стол по теме «Пути сохранения культурного наследия».
25.05.2018 Администрация г. Серпухов
Степ, джаз, модерн и контемпорари на танцевальном концерте в Красногорске - Красногорские вести27 мая в ДК «Подмосковье» пройдёт отчётный концерт студии современного танца «Tap & Jazz».
25.05.2018 Красногорские вести
Уже в эти выходные в Химках стартует масштабный танцевальный проект «Танцуй в парках».
25.05.2018 Администрация г. Химки
День защиты детей в Егорьевске - Правительство Московской областиИсточник: Фотобанк Московской области, Наталия Мелешкина Благотворительный марафон, средства от которого направят на помощь больным детям из Подмосковья, пройдет 2 июня в ходе ежегодного фестиваля,
25.05.2018 Правительство Московской области
Российские денежные купюры - Правительство Московской областиИсточник: Пресс-служба Губернатора Московской области, Александр Щемляев На уходящей неделе делегация Московской области во главе с губернатором Андреем Воробьевым приняла участие в Петербургском экономическом форуме ,
25.05.2018 Правительство Московской области
Дом-музей Чайковского в Клину - Правительство Московской областиИсточник: Министерство культуры Московской области Два подмосковных музея: музей-заповедник П. И. Чайковского и Центральный музей военно-воздушных сил – стали финалистами ХХ международного фестиваля «Интермузей»,
25.05.2018 Правительство Московской области
Выставка «Ладья. Зимняя сказка» - Правительство Московской областиИсточник: РИАМО В пятницу в Московской области начинают свою работу тематические ярмарки, посвященные Дню славянской письменности и культуры,
25.05.2018 Правительство Московской области
Красногорский «Светлячок» выступит с творческим отчётом - Красногорские вести26 мая в ДК «Подмосковье» участники детской хореографической студии «Светлячок» под руководством Светланы Зориной выступят с отчётным концертом.
25.05.2018 Красногорские вести
О ходе проверки по факту инцидента, произошедшего возле здания больницы в г. Наро-Фоминске - Следственный комитетВ ходе проверки, проводимой следственным отделом по городу Наро-Фоминску ГСУ СК России по Московской области по информации и видеоролику, размещённым в социальной сети об инциденте,
24.05.2018 Следственный комитет
Неизвестный в Рузском округе угнал автомобиль и врезался в АЗС - Красное знамяВ Рузе 15 мая угнали отечественный автомобиль, принадлежащий местному жителю.
25.05.2018 Красное знамя
В Рузском округе пожилую женщину автобус протащил за ногу несколько метров - Красное знамяТрагическим выдалось утро 24 мая для 76-летней ружанки. Она ехала на автобусе «Луидор», следовавшем по маршруту «Руза - Колюбакино», и собиралась выйти на одной из остановок.
25.05.2018 Красное знамя
О чем писало “Красное знамя” 17 мая 1957 года - Красное знамя
О чем писало “Красное знамя” 17 мая 1957 года
Трудящиеся района дружно подписываются на новый заем Патриотический подъем Оживленно было во всех цехах Тучковского карьероуправления 14 мая.
Красное знамя
Сотрудники УМВД России по Дмитровскому району раскрыли кражу - Дмитровский вестник
Сотрудники УМВД России по Дмитровскому району раскрыли кражу
В Дежурную часть УМВД России по Дмитровскому району поступило заявление от 55-летнего местного жителя о том, что неизвестные похитили из его дачного дома, расположенного в д. Тефаново личные вещи.
Дмитровский вестник
Страшное дтп с участием мотоциклиста произошло 25 мая на ул. Октябрьской революции - Коломенская правда
Страшное дтп с участием мотоциклиста произошло 25 мая на ул. Октябрьской революции
Страшное дтп с участием мотоциклиста произошло 25 мая в 2:50 на ул. Октябрьской революции около дома № 330.
Коломенская правда
27 мая состоится отчетный концерт цирковой студии сестер Фоминых Выступление этого яркого коллектива всегда оставляет незабываемое впечатление!
25.05.2018 KrasnogorskOnline.Ru
«МИФ», труд, май - Газета КлючПоявившаяся в начале нулевых, фрязинская выставка альтернативного искусства возрождается благодаря энтузиазму организаторов и гостеприимству ДК «Исток».
25.05.2018 Газета Ключ
«Славянское древо» дружбы - Газета ФактБолее 100 художественных работ экспонируются на выставке «Славянское древо», которая открылась в картинной галерее Балашихи.
25.05.2018 Газета Факт
Во Фрязине прошла выставка "МИФ" - Газета Ключ
Во Фрязине прошла выставка "МИФ"
Появившаяся в начале нулевых, фрязинская выставка альтернативного искусства возрождается благодаря энтузиазму организаторов и гостеприимству ДК «Исток».
Газета Ключ
Навстречу мастерству: Чему учатся будущие актёры в Орехово-Зуеве - Орехово-Зуевская правда
Навстречу мастерству: Чему учатся будущие актёры в Орехово-Зуеве
С 23 мая в Орехово-Зуеве проходят занятия для студентов театральных вузов нашей страны,
Орехово-Зуевская правда
Чудеса в Культурном центре - Газета Ключ
Чудеса в Культурном центре
Выставка творческой мастерской Венеры Чоудхури «Семь чудес света» открылась в Культурном центре.
Газета Ключ
Меры безопасности усилят на территории Подмосковья с 25 мая по 25 июля - Ступинская панорамаФотобанк Московской области, Сергей Савиных В связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года на территории Московской области будут усилены меры безопасности, например,
25.05.2018 Ступинская панорама
Студенты Колледжа «Коломна» сыграли в футбол в преддверии ЧМ-2018 - KolomnaOnline.RuСегодня в Коломне состоялся турнир по мини-футболу, организованный Молодежным центром «Выбор».
25.05.2018 KolomnaOnline.Ru
   Чеховские медведи - Спартак (Москва), 26:24 (11:13), финал Кубка России, 25 мая, ДС "Динамо" в Крылатском, 800 зрителей.
26.05.2018 ГК Чеховские медведи
«Весна» наградами красна - Газета Ключ
«Весна» наградами красна
В субботу в физкультурно-оздоровительном центре «Олимп» с успехом прошло Открытое первенство Фрязинской детско-юношеской спортивной школы по художественной гимнастике «Весна-красна-2018».
Газета Ключ
Вадим Привалов: «Хоккейная школа «Химик» не просто место работы – это образ жизни» - Куйбышевец
Вадим Привалов: «Хоккейная школа «Химик» не просто место работы – это образ жизни»
«В детском саду я был в одной группе с Игорем Монаенковым, который с малых лет был фанатом хоккея.
Куйбышевец
В резерве, но не в обиде - Долгие Пруды
В резерве, но не в обиде
Как Чемпионат мира по футболу 2018 уже повлиял на жизнь Долгопрудного и как повлияет в дальнейшем?
Долгие Пруды
Депутат Московской областной думы Сергей Юдаков поздравил клинских выпускников - Серп и МолотДепутат Московской областной думы от Клинского избирательного округа Сергей Юдаков сегодня стал почетным гостем праздника последнего звонка в школе №13.
25.05.2018 Серп и Молот
Звонок во взрослую жизнь - Газета ФактПраздник последнего звонка состоялся для 1 943 выпускников 2018 года. Глава Балашихи Сергей Юров поздравил 11-классников и пожелал удачи на выпускных экзаменах.
24.05.2018 Газета Факт
Животноводческий комплекс появится в Шатуре после петербургского экономического форума - Ленинская ШатураНа Петербургском международном экономическом форуме соглашение о строительстве животноводческого комплекса подписали губернатор Московской области Андрей Воробьев и директор ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» Валенти
25.05.2018 Ленинская Шатура
Первый день ПМЭФ-2018 - Правительство Московской областиИсточник: Пресс-служба Губернатора Московской области, Александр Щемляев Подмосковная делегация под руководством губернатора Андрея Воробьева приняла участие в работе первого дня Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2018),
24.05.2018 Правительство Московской области
В клинских гимназиях сегодня прозвенели последние звонки - Серп и МолотСегодня в 9 утра прошла торжественная церемония последнего школьного звонка в гимназии №1.
25.05.2018 Серп и Молот