Новости города БезФормата.Ru
Коломна
Главные новости
 
Задать вопрос?

Наблюдения над бытованием коломенских легенд о Марине Мнишек  

Новости Коломны   Наблюдения над бытованием коломенских легенд о Марине Мнишек Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen - KolomnaOnline.Ru
Новости Коломны   Наблюдения над бытованием коломенских легенд о Марине Мнишек Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen - KolomnaOnline.Ru

В последние годы в очередной раз обозначилась тенденция к изучению исторического прошлого своего края. При этом подобное изучение подпитывается возникновением большого количества краеведческой и псевдокраеведческой литературы. Под последней я имею в виду работы многочисленных краеведов-любителей, которые воспринимают любой напечатанный текст со словом "Коломна" как неоспоримый документ. Достаточно ярко ситуация выявилась после выхода из печати повести коломенского писателя Романа Словацкого "Книга Смарагд. Заветные коломенские сказания" 1 .

Тогда читатели спорили не о художественных достоинствах этого произведения, но о том, не повредит ли оно делу исторического изучения города. Вопрос показался не праздным, потому что автор написал свое произведение как достаточно удачную имитацию несуществующей летописи древней Коломны, включив в нее множество легенд, по большей степени им же самим и сочиненных или сильно и тенденциозно обработанных. Многим читателям, хорошо знакомым с историей города, показалось, что эти легенды немедленно войдут в традиционный коломенский фольклорный репертуар и значительно исказят его устоявшуюся структуру. На первый взгляд основания для беспокойства явно существовали. Ибо на памяти коломенских историков уже был случай, когда авторская легенда укоренялась в фольклоре.
Этот случай мы и рассмотрим.
Он связан с комплексом местных легенд, повествующих о судьбе Марины Мнишек.
Фабульная структура всех произведений, условно называемого нами "мнишковским", цикла достаточно стабильна: Марина привезена в Коломну и заточена в подземелье круглой угловой башни Коломенского кремля, где и нашла свой конец 2 . Тем самым, башня получила название "Маринкиной". Отметим, что это название запечатлено в стихотворном послании А.А.Ахматовой к М.И.Цветаевой "Поздний ответ":

То кричишь из Маринкиной башни:
"Я сегодня вернулась домой" 3 .

Мне уже приходилось писать о символическом прочтении стихотворения А.А.Ахматовой 4 . Здесь же замечу, что мотивы поступков героев легенды в различных ее вариантах сильно различаются, а потому и особенно интересны. Более того, даже имя героини звучит по-разному: "Марина" или "Мария" (последнее обстоятельство можно было бы связать как с историческим именем Мнишек - Марианна 5 , так и с тем, что сама башня оказалась частью ограды Брусенского монастыря, воздвигнутого во имя Успения Девы Марии 6 ).

В некоторых из известных нам легенд Марина предстает как враг, нашедший свой бесславный конец в нашем городе. Но в ряде вариантов, наоборот, перед нами святая Мария, за свою святость и любовь к народу заточенная в монастырь жестоким и безбожным мужем (чаще он царь или "ложный царь", крайне редко - купец) и там умершая. В советский период возник, казалось бы, невероятный сюжет, где Марина Мнишек оказывается революционеркой, заточенной в каземат за свою борьбу с царизмом 7 .

Нетрудно заметить, что это вариация на тему сюжета о святой Марии. Финал легенд в современных записях чаще всего одинаков: Марина становится птицей и вылетает из заточения.

Обращаясь к фольклорным записям 19 - нач. 20 вв. (работы Н.Д.Иванчина-Писарева 8 , Н.П.Гилярова-Платонова 9 , И.К.Линдемана 10 и многим другим) мы с удивлением заметим, что подобный финал вовсе не присущ исконно коломенскому сюжету о Марине Мнишек. Естественно, что он не был известен первым исследователям сказания. В связи с этим, возникает логичный вопрос: когда и как этот сюжет стал состоянием коломенского фольклора.

Последним произведением о Коломне, которое не знает данного финала, оказывается хорошо известная книга О.П.Булич "Коломна. Пути исторического развития города", изданная в 1928 году Обществом изучения Московской губернии 11 . Наоборот путеводители Голубевой и Гужова 12 , многократно переиздававшиеся в 50-е и 60-е годы уже воспроизводят легенду, хотя всего лишь в общих чертах.

Что же произошло в указанное тридцатилетиее В конце 1920-х годов был написан и вскоре опубликован роман Б.А. Пильняка "Волга впадает в Каспийское море", где указанный сюжет представлен во всей полноте 13 .

Борис Пильняк, проживавший тогда в Коломне, с огромным интересом относился к местному колориту. Его интересовали не только история города, его архитектура, но и люди, населявшие город. Косвенным подтверждением тому служит письмо учителя местной гимназии Каплина И.А.Белоусову, инспирированное знакомством с Пильняком 14 . Естественно, что и легенды о Марине Мнишек не могли не заинтересовать писателя. Другое дело, что Пильняк придал легенде своеобразное звучание. Строители "нового мира" оказываются у него пособниками Марины, чья злая душа все еще летает вороной над Россией 15 .

Мы можем констатировать, что Борису Пильняку в самом деле удалось ввести в репертуар коломенского фольклора собственное авторское произведение. Оно прочно укоренилось и воспроизводится с завидной для автора сюжета постоянностью.

Тем не менее, случайные фабулы не могут конституироваться в качестве общепринятых легенд на долгое время. Так в конце 1977г. автору этих строк почти удалось напечатать в местной газете "Коломенская правда" маленький рассказ под названием "Старая легенда". В печать он все-таки не пошел. Главного редактора сильно смутило, что центральный его персонаж - монах. Тем не менее, ответственный редактор газеты, известный в городе краевед, сохранил корректуру этого рассказа, а через много лет поместил краткий пересказ фабулы в свое исследование 16 . Характерно, что в его статье не было оговорено, что это авторское произведение. Наоборот, сюжет подавался как подлинная запись, сделанная в Коломне. Полагаю, что здесь нет никакого "злого умысла" - всего лишь недоразумение.

Специалистам хорошо известен интерес жителей провинции к истории родного края. Ничего исключительного не произошло и на этот раз: книга, конечно тоже, была прочтена, особенно жителями той улицы, на которой у меня и происходило действие рассказа. Подтверждением тому могут служить записи, полученные во время фольклорной практики.

В прошлом году было решено вновь обследовать те места, где наши студенты работали во время фольклорной практики пять лет назад. Многих людей мы уже не заставали в живых. Тем более, нам показалось особенно знаковым, что традиция продолжает уверенно сохраняться потомками наших прежних информантов.

При этом выявляется тенденция - воспроизводятся только те легенды, которые относятся к городской традиции. Семейные легенды передаются значительно реже Они, как правило, забываются со смертью людей старшего поколения, хотя существуют и многочисленные исключения, когда легенда воспроизводится, но с оговоркой, что рассказчик не гарантирует ее точность. Что же касается меморатов, то они не сохраняются вовсе. Так только в студенческих записях остался замечательный цикл видений 17 . Уже внучка визионерки может лишь подтвердить тот факт, "что бабушка что-то рассказывала". В число таких несохраняемых памятников и вошел сюжет сочиненного мною рассказа. То есть несколько лет (сразу после выхода книги) он записывался, но достаточно быстро исчез из репертуара информантов. Таким образом, мы видим, что фольклор представляет собой не просто устойчивую, но и самосохраняющуюся структуру.

Как же удалось преодолеть этот механизм Б.А.Пильняку? Дело в том, что коломенский цикл легенд о Марине Мнишек интерполируется в более широкий пласт легенд о женщине-колдунье / разбойнице. Одна из них была опубликована Н.Я.Аристовым в 1878г 18 .
Фабула легенды сводится к тому, что Иван Грозный решает извести "нечистых людей на этом свете" и приказывает для этого арестовать их всех, поместить в остроги и темницы, а потом привезти в Москву. В Москве царь приказывает "обложить всех ведьм соломой" и сжечь. Но они превратились в сорок "и улетели и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие: "Чтобы вам, - говорит, отныне и довеку оставаться сороками!" Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе" 19

Мы видим, что мотивы, объединяющие легенду Пильняка и народную легенду об Иване Грозном и колдуньях это колдовство героини, заточение в крепости, мистическое действие, которое не позволяет душе героини войти в свое собственное тело и, главное - множественность птиц над Россией. Интересно, что последний из них не был востребован в собственно коломенском фольклоре, прежде всего из-за своей кажущейся алогичности: одна героиня не может иметь бесконечное множество черных душ.

Отметим также и то, что имя героини-разбойницы, согласно записям Ив.Мамакина в Нижегородской губернии 1880-х гг., Маринка-Безбожница, которая действует заодно со Стенькой Разиным 20 .

Если учесть, что Стенька Разин изображается в цикле этих легенд колдуном и чернокнижником, то, вероятно, теми же качествами должна обладать и его "первая наложница" 21 .

Показательно, что мотив женщины, превращающейся в птицу известен в фольклоре достаточно хорошо: мы можем вспомнить былину о Михайле Потыке. Основные мотивы авторской "легенды" Б.А.Пильняка оказались полностью созвучными народным легендам. А перенос имени и тем более, редукция времени
для фольклора - явление обычное.

Теперь было бы логичным рассмотреть мой рассказ и причины его исключения из активного репертуара. Я работал с очень неясной записью О.П.Булич, которая говорила о том, что в Коломне известна легенда о церкви, ушедшей под землю "во время нашествия нехристей-татар" 22 .

И соединил ее со слышанными от бабушки легендами о заброшенном "татарском кладбище" 23 . Получился

сюжет, где церковь уходит под землю. Ее звон придает силы жителям города, но губит его врагов (здесь я не отходил от Булич). Но я сделал основной историю о том, как возникло "татарское кладбище". То есть я рассказал, что татары решили проверить истинность легенды. Они отослали отряд воинов, который утром обнаруживается замерзшим на берегу озера, покрывшего незадолго до этого церковь.

Как видим, мой рассказ тоже был основан на известных мотивах. Это породило интерес к нему и кратковременное введение его в активный репертуар информантов. Но основной сюжет моего текста все-таки базировался на меморатах. Более того, в той местности история с ушедшей в землю церковью никогда не связывалась с татарским нашествием. Информанты говорят (согласно записям, сделанным минувшим летом), что церковь ушла под землю потому, что земля здесь болотистая, а было это на рубеже 18-19 веков 24 . Мой рассказ оказался "конкурентом" другому, уже давно и традиционно бытовавшему в этом районе города. Для него не было необходимой репертуарной "ниши", а значит, он был достаточно быстро забыт.

Судьба двух этих рассказов позволят нам утверждать, что в корпусе фольклора конституируются исключительно те легенды, инварианты которых уже укоренены в народном сознании. Наоборот, "непрописанные" в нем мотивы через короткое время удаляются. Отсюда следует, что путь от "вброса" легенды, до ее канонизации в качестве общепринятой достаточно сложен.

Да, в последние годы мы многократно записывали легенды о Путине. Но они оказываются лишь трансформированными вариантами известного мотива о "справедливом царе и злых боярах", который до этого соотносился со Сталиным, а еще раньше и с Лениным.
Возвращаясь к началу моего сообщения, я могу сказать, что все "интервенции" в фольклорный репертуар окажутся удачными не более, чем это позволит их авторам система самозащиты фольклора. А она, как было показано, действует практически безошибочно.

1 Словацкий Р. Книга Смарагд. Заветные коломенские сказания // Коломенский альманах. N 5. Коломна - М. 2001. С. 189 - 236.

2 Синюхаев Г. Башня Марины Мнишек // "Русская старина". 1903. N 9. С. 635.

3 Ахматова А.А. Поздний ответ. // Ахматова А.А. Сочинения в двух томах. Т. 1. М. "Цитадель". 1997. С. 251.

4 Прохоров С.М. Символ "Маринкиной башни" в стихотворении А.А. Ахматовой "Поздний ответ" и литературный контекст эпохи. // Б.А. Пильняк: Исследования и материалы: Межвузовский сборник научных трудов / КПИ. вып. I. Коломна. 1991. С. 57 - 61.

5 П-ий М. Новое о старом // Исторический вестник. Т. 84. СПб. 1901. С. 1051.

6 Известна существовавшая практически до конца 19 века надпись на каменной плите: "Лета 7060 "1552" прославлена бысть сия церковь Успения Пресвятые Богородицы при благоверном царе великом кнгязе Иване Васильевиче и епископе коломенском Феодосии". См. Булич О.П. Коломна. Пути исторического развития города. М.1928. С.32.

7 Анализ различных типов легенд выполнен нами в работе: Прохоров С.М. Легенды о Марине (Марии) Мнишек в Коломне. Материалы для энциклопедии "Коломенский край" / КПИ. Вып. 2. Коломна. 1997. С. 50 - 53

8 Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М. 1848.

9 Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого. М.1886.

10 Линдеман И.К. О происхождении названия города Коломны. М. 1907.

11 Булич О.П. Коломна. Пути исторического развития города. М.1928

12 Голубева Е., Гужов А.И. Путеводитель по Коломне. М. 1958. С. 47. Причем последнее издание книги 1970г. воспроизводит самую раннюю формулиролвку, принадлежавшую еще Иванчину - Писареву. См.: Голубева Е.П., Гужов А.И. Путеводитель по Коломне. М. 1970. С. 72. Аналогичная формула финала легенды перекочевала и в подарочную книгу: Ефремцев Г.П., Кузнецов Д.Д. Коломна. М. 1977. С.45.

13 Пильняк Б. Волга впадает в Каспийское море. // Пильняк Б.А. Сочинения в трех томах. Т.II. М. "Лада-М" 1994. С. 103. Роман написан и опубликован в 1929-30 гг. на основе законченной в 1929г. повести "Красное дерево".
Там же С. 617 (комментарий Б.Б. Андроникашвили-Пильняка).
В связи с этим обстоятельством становится понятным, почему легенда то пересказывалась "по - Пильняку" (в период "оттепели"), то становится вновь "табуированной" (как и имя самого писателя) - в период "застоя".

14 Опубликовано мною: Прохоров С.М. Читаем сожженные строки. // Коломенский альманах N 6 Коломна-М. 2002. С. 104 - 110.

15 Пильняк Б. Волга впадает в Каспийское море. Там же.

16 Кузовкин А.И. Подмосковная Коломна: Записки краеведа. // Подмосковная Коломна. М. "Уходящие образы". 1994.

17 См. нашу публикацию: Прохоров С.М. Видение Сергия Радонежского с дипломатом. Из новейших записей городского фольклора. // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. www.ruthenia.ru 2002.

18 Народная проза М. 1992. С.84.

19 Народная проза. Там же.

20 Там же. С. 114.

21 Там же.

24 Все современные записи - из собрания автора статьи (С.П.).

С.М. Прохоров, Коломна.
~2003г.

Новости Коломны в твоём гаджете (Android)   

Экскурсия в Коломенский кремль - Серебряно-Прудский вестник13 июля,дети из летнего оздоровительного лагеря, посетили Коломенский кремль.
14.07.2017 Серебряно-Прудский вестник
Новости Коломны   Легенды земли Коломенской Фото (Коломна)   iz zhizni kolomnyi istoriya kolomnyi dostoprimechatelnosti turizm evergreen - KolomnaOnline.RuПятницкие или Спасские ворота: 1)    Получили свое название от деревянной церкви Параскевы Пятницы, покровительницы торговли.
13.07.2017 KolomnaOnline.Ru
Стартовал юбилейный год для Серпуховского историко-художественного музея - Уполномоченный по правам человека9 января, в канун благотворительной елки для многодетных семей городского округа Серпухов, в здании Серпуховского историко-художественного музея прошел круглый стол, посвященный 100-летнему юбилею музея.
18.01.2018 Уполномоченный по правам человека
Усадьба «Гребнево» в Щелковском районе - Правительство Московской областиИсточник: Щелковское информационное агентство, Сергей Будаченков Депутаты Московской областной думы займутся вопросом сохранения усадьбы «Гребнево» XVIII-XIX веков в Щелковском районе,
18.01.2018 Правительство Московской области
В Подмосковье впервые пройдут Дни индийской культуры - Шаховские вестиДни индийской культуры впервые пройдут в Подмосковье в феврале, ведется активная подготовка праздничных мероприятий.
18.01.2018 Шаховские вести
В городском музее проходит выставка детских работ «Рождественские фантазии» - Газета Новости неделиСовместный проект Музейно-выставочного центра и методического объединения учителей изобразительного искусства электростальских школ на этот раз представлен 45 работами ребят от семи до 15 лет.
18.01.2018 Газета Новости недели
В Серединской библиотеке горокруга Шаховская прошел вечер фольклора - Шаховские вести13 января в Серединской сельской библиотеке прошел вечер фольклора «Новый год и Рождество - волшебство и колдовство!» Считается, что ночь старого Нового года является  загадочной и мистической.
18.01.2018 Шаховские вести
24 января в Шаховской пройдет торжественный митинг - Шаховские вести24 января в 10 часов в центре поселка Шаховская, у мемориала павшим воинам-землякам состоится торжественный митинг, посвященный 76-й годовщине со дня освобождения Шаховской земли от немецко-фашистских захватчиков.
18.01.2018 Шаховские вести
Нет описания - Газета ОсноваСпросили мы у члена Союза художников Подмосковья Людмилы Кулагиной. Почему у неё?
18.01.2018 Газета Основа
Урок краеведения в библиотеке - Администрация Воскресенского района17 января в клубе «Библиоша» при Центральной детской библиотеке прошло виртуальное путешествие по городу Воскресенску «Всякому мила родная сторона».
18.01.2018 Администрация Воскресенского района
Интерактивная экскурсия на английском языке по персональной выставке Андрея Куртасова "Сны о России". - Комитет по культуре г.Королёва17 января 2017 года в отделе «Новейшей истории города» мкр.
18.01.2018 Комитет по культуре г.Королёва
«Счастлив будь, Королёв!» - сольная программа вокального проекта "МАЭСТРО" - Комитет по культуре г.Королёва17 января 2018 во Дворце культуры микрорайона Юбилейный состоялась сольная программа вокального проекта "МАЭСТРО" (художественный руководитель О.Семёнова),
18.01.2018 Комитет по культуре г.Королёва
Прощание с Владимиром Шаинским состоится в Московском доме композиторов 22 января - Подольский рабочийСтолица простится с выдающимся композитором Владимиром Шаинским 22 января в Московском доме композиторов, организацией траурных мероприятий занимается Минкультуры России совместно с родственниками Шаинского.
18.01.2018 Подольский рабочий
Глава Раменского района Андрей Кулаков поздравил семьи первых десяти новорожденных 2018 года - Газета Родник1 января в Областном центре материнства и детства города Раменское появился на свет первый новорожденный этого года: мальчик Георгий.
17.01.2018 Газета Родник
В ГИБДД назвали самые аварийные места в Подольске - ТК Кварцфото: ОГИбдд умвд россии по г.о. подольск За 12 месяцев 2017 года  на территории  городского округа Подольск выявлено 5 мест концентрации ДТП.
18.01.2018 ТК Кварц
На трассе М4 в Ступине микроавтобус с 12 пассажирами врезался в отбойник - РТВ-ПодмосковьеПосле на этом же участке столкнулись ещё 19 машин На трассе М4 «Дон» в подмосковном Ступине микроавтобус с пассажирами врезался в отбойник.
18.01.2018 РТВ-Подмосковье
Клинская прокуратура утвердила обвинительное заключение занимавшемуся незаконной деятельностью предпринимателю - Серп и Молот
Клинская прокуратура утвердила обвинительное заключение занимавшемуся незаконной деятельностью предпринимателю
12 января 2018 года и.о. Клинского городского прокурора В.П. Виляев утвердил обвинительное заключение по обвинению М. в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст.
Серп и Молот
Водитель фуры погиб ночью на «Ленинградке» в Клину - Серп и Молот
Водитель фуры погиб ночью на «Ленинградке» в Клину
Сегодня, 18 января, ночью на повороте на улицу Маяковского произошло попутное столкновение двух фур, в результате чего водитель одной из фур погиб на месте.
Серп и Молот
Горит рынок "Садовод": пожар охватил более 300 кв. метров - Котельники сегодня
Горит рынок "Садовод": пожар охватил более 300 кв. метров
На территории торгового комплекса "Садовод" произошёл пожар, сообщают очевидцы событий.
Котельники сегодня
Новые турмаршруты заработали в Коломне в 2018 году - Серебряно-Прудский вестник© Optina photosight.ru В 2018 году Коломна реализует новую экскурсию с элементами интерактива «Вкусные истории древней Коломны» и «Загадки старого города или расследование по делу...»,
18.01.2018 Серебряно-Прудский вестник
В объективе с арт-объектом - Газета ФактПрошел необычный день, когда посетителям можно фотографироваться на фоне понравившихся зданий, экспозиций и экспонатов и делиться интересными историями о встрече с прекрасным.
18.01.2018 Газета Факт
Антициклон и серия циклонов столкнулись над Люберцами - ИнфоЛюберцыИнфоЛюберцы – 18 янв . Как сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы, над Московским регионом столкнулись азиатский антициклон и серия южных циклонов.
18.01.2018 ИнфоЛюберцы
Как подготовиться к Крещенским купаниям? - Пущинская среда
Как подготовиться к Крещенским купаниям?
Журналисты регионального информагентства собрали рекомендации священников, медиков и МЧС о том, как правильно совершать погружение в купель на Крещение.
Пущинская среда
В Подмосковье впервые пройдут Дни индийской культуры - Шаховские вести
В Подмосковье впервые пройдут Дни индийской культуры
Дни индийской культуры впервые пройдут в Подмосковье в феврале, ведется активная подготовка праздничных мероприятий.
Шаховские вести
В городском музее проходит выставка детских работ «Рождественские фантазии» - Газета Новости недели
В городском музее проходит выставка детских работ «Рождественские фантазии»
Совместный проект Музейно-выставочного центра и методического объединения учителей изобразительного искусства электростальских школ на этот раз представлен 45 работами ребят от семи до 15 лет.
Газета Новости недели
Православные традиции - Газета ФактОт Рождества до Святого Крещения… Подмосковье готовится к одному из главных православных праздников – Крещению Господню.
18.01.2018 Газета Факт
дтп 15.01.2018 (1) - OdiNews.RuУже давно, с 1 июля 2015 года, пешеходы обязаны иметь световозвращающие элементы в следующем случае: — при движении вне населенного пункта; — при переходе дороги и движении по обочине или краю проезжей части;
18.01.2018 OdiNews.Ru
Дорожный комплекс Подмосковья работает в усиленном режиме из-за снегопада - Долгие ПрудыЗа прошедшие сутки дорожные службы Подмосковья, в оперативном управлении которых находится региональная сеть автодорог, очистили от снега порядка 9 тысяч километров дорог.
18.01.2018 Долгие Пруды
У наших соседей - Егорьевский Курьер
У наших соседей
№ 3 от 17 января 2018 г. Пять+шесть+три На прошедшем в конькобежном центре «Коломна» чемпионате Европы сборная России выиграла пять золотых, шесть серебряных и три бронзовых медали.
Егорьевский Курьер
Победы зарайских боксёров на ринге Егорьевска - За новую жизнь
Победы зарайских боксёров на ринге Егорьевска
13 января зарайские спортсмены выезжали в Егорьевск, чтобы принять участие в Открытом первенстве города по боксу, сообщает председатель федерации бокса Зарайска Сергей Коненкин.
За новую жизнь
Роман Терюшков: «Наш приоритет – безопасность команд-участниц ЧМ-2018, которые будут базироваться в Подмосковье» - Долгие Пруды
Роман Терюшков: «Наш приоритет – безопасность команд-участниц ЧМ-2018, которые будут базироваться в Подмосковье»
Национальная сборная Португалии по футболу во время проведения чемпионата мира 2018 года будет базироваться в подмосковном Кратове.
Долгие Пруды
Визит Президента Владимира - ГБУЗ МО МОНИИАГПрезидент России Владимир Путин в сопровождении губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, министра здравоохранения Вероники Скворцовой,
18.01.2018 ГБУЗ МО МОНИИАГ
Антициклон и серия циклонов столкнулись над Люберцами - ИнфоЛюберцыИнфоЛюберцы – 18 янв . Как сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы, над Московским регионом столкнулись азиатский антициклон и серия южных циклонов.
18.01.2018 ИнфоЛюберцы
%d0%ba%d1%80 - Газета Новые ИзвестияЛюбителям этой православной забавы хорошо бы помнить о ее чудовищных последствиях Наблюдая засилье обрядов, основанных на приверженности культу и усиленных ограниченностью больных религией,
18.01.2018 Газета Новые Известия
Егорьевские школьники начали сдавать ГТО - Егорьевский Курьер№ 3 от 17 января 2018 г. Сдача нормативов Всероссийского физкультурно-­спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» уже становится полезной привычкой – учащиеся школ проходят тестирование третий год подряд.
18.01.2018 Егорьевский Курьер
Роман Терюшков: «Спекуляция на сервисе для туристов в период мундиаля недопустима» - Долгие ПрудыРоспотребнадзор опубликовал требования, связанные с государственным регулированием различных услуг на период главного спортивного события года - чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
18.01.2018 Долгие Пруды